ЕС ЭВМ
Компьютеры серии ЕС ЭВМ (Единая система электронных вычислительных машин, произносится «еэ́с эвээ́м») являлись аналогами компьютеров фирмы IBM серий IBM System/360/370, выпускавшихся в США c 1964 года. Были программно и аппаратно (аппаратно — только на уровне интерфейса внешних устройств) совместимы со своими американскими прообразами.
Предпосылки возникновения серии ЕС ЭВМ
Страницы из руководства по эксплуатации отечественной ЭВМ М-20. Один из предметов споров в 1960-х: допустима ли такая документация для военной техники? В середине 1960-х годов в СССР в области вычислительной техники выявился ряд проблем, а именно:
общее количество ЭВМ было явно недостаточным;
производились десятки различных несовместимых друг с другом моделей ЭВМ, что затрудняло решение крупных вычислительных и организационных задач; для осуществления проектов АСУ (автоматизированных систем управления) была крайне желательна унификация компьютерных средств;
ориентация отечественных ЭВМ того времени исключительно на численные расчёты и отчасти на управление оборудованием, а также ориентация вычислительной техники на специалистов в области математики и физики (см. иллюстрацию);
значительным было отставание в области системного программирования: в то время в СССР всё ещё нормой были работа без операционной системы и программирование непосредственно в машинных кодах (даже без ассемблера);
бедность периферийного оборудования. Назревала необходимость «большого скачка» — перехода к массовому производству унифицированных ЭВМ, оснащённых большим количеством стандартизированного программного обеспечения и периферийного оборудования. Для решения этой задачи в 1966 г. в народнохозяйственном плане появилось задание МРП разработать аванпроект по ОКР «Ряд», сформулированное начальником Главного управления по вычислительной технике МРП М. К. Сулимом.[1] Первоначально разработка аванпроекта была поручена Институту точной механики и вычислительной техники (ИТМиВТ). Отчёт, представленный институтом в середине 1966 года, не удовлетворил министерство, поскольку показал отсутствие интереса авторов отчёта к созданию такого ряда машин в СССР.
|