Программирование на Ассемблере
Затем, по
команде JSR происходит вызов подпрограммы subroutine, при этом адрес
возврата (адрес, с которого должна быть продолжена основная программа после
выхода из подпрограммы) автоматически заносится в стек. Внутри подпрограммы длинное слово, которое было последним занесено в стек,
копируется в d0, после чего подпрограмма заканчивается командой rts. Затем в основной программе происходит \"выталкивание\" длинного слова из
стека в d1. Завершается программа директивой illegal (на случай, если
используемая Вами система не имеет встроенного отладчика). Откомпилируйте этот пример и войдите в отладчик. Теперь, пошагово выполняя
программу и наблюдая за содержимым регистров D0 и D1, Вы увидите, что в D0
запишется адрес команды move.l (sp)+,d1 (адрес возврата из подпрограммы), а
в D1 - адрес самой подпрограммы. Команды ветвления (BRA, BSR, BEQ, итд.) отличаются от команд перехода (JMP,
JSR) способом задания операнда: команды ветвления содержат расстояние от
текущего значения программного счетчика (PC) до точки перехода, в то время
как команды перехода содержат абсолютный адрес (32-битный операнд) для
передачи управления. Любая команда ветвления (Bxx) имеет две формы: обычную
(Bxx, Bxx.W) и короткую (Bxx.S) (MC68020 имеет еще и длинную (.L) форму
ветвления). В обычной форме для относительного операнда отводится 16 бит,
то есть ветвление может осуществлятся на расстояния от -32768 до +32767
байт. В короткой форме операнд 8-битный, что позволяет задавать расстояния
из диапазона -128..+127 байт (интересно, почему расстояния измеряются в
байтах а не в словах? Ведь при переходе на нечетный адрес ничего хорошего
не будет, а допустимые расстояния ветвления можно было бы увеличить
вдвое...). Команды JMP и JSR используются при длинных и
абсолютных переходах (например при вызове подпрограмм операционной
системы). Обратите внимание, что MC68000 не имеет команд условного
абсолютного перехода (JNE, JEQ, итд.). Команды DBcc (DBF, DBNE, DBEQ, итд.) используются для организации циклов.
|